На главную    
 

ОДНА ИЗ СТРАНИЦ ИСТОРИИ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Приказом Министра Вооруженных Сил СССР Маршала Советского Союза Василевского А.М. 15 октября 1951 года начало полноправно функционировать Горьковское радиотехническое училище (ГРТУ) Войск противовоздушной обороны (ПВО) страны. 48 лет училище, реформируясь и изменяясь, готовило офицеров-профессионалов для Войск ПВО. Оно оставило заметный след в истории города и области. Хотелось бы, чтобы Нижегородцы об этом вспомнили еще раз.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГРТУ ПВО

Конец 40-х. недавно закончилась вторая мировая. Потсдамская (Берлинская) конференция (1945г.) глав великих держав-победительниц обсудила проблемы послевоенного устройства мира, приняла решение о демилитаризации и денацификации Германии, уточнила вопрос вступления Советского Союза в войну с Японией. По инициативе ведущих держав антигитлеровской коалиции была образована Организация объединенных наций (ООН).

Решения Потсдамской конференции, по оценке ее современников, представляли собой победу демократических принципов послевоенного устройства мира в Европе.
Разгром милитаристской Японии вооруженными силами стран антигитлеровской коалиции с примкнувшей к ним Китайской народной армией особых сложностей не представлял. Тем не менее, на японские города Хиросима и Нагасаки соответственно 6 и 8 августа 1945 года американцами были сброшены по атомной бомбе тротиловым эквивалентом по 20 тыс. тонн.
Эти бомбардировки велись без согласования с союзниками, военной необходимости и целесообразности они не имели. Демонстрацией оружия огромной разрушительной силы Америка стремилась обеспечить свое стратегическое превосходство в послевоенном мире, закрепить за собой диктат и атомную дипломатию. Атомные бомбардировки японских городов послужили предпосылкой к холодной войне и невообразимой гонке вооружения. Охрана воздушных рубежей СССР становилась первостепенной задачей. Именно по этому Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение в 1951 году на базе Краснознаменного военно-политического им. М.В.Фрунзе училища в г. Горький организовать радиотехническое училище ПВО.

НАЧАЛО

Уже летом 1951 года началось формирование ГРТУ ПВО. В августе был назначен его первый начальник полковник Пирогов Л.Н. Это был всесторонне подготовленный офицер, имеющий богатый боевой опыт. В годы войны он командовал зенитно-артиллерийским полком, был награжден пятью боевыми орденами и многими медалями. Полковник Пирогов Л.Н. имел также не малый опыт организации учебного процесса. Он длительное время возглавлял курсы усовершенствования офицерского состава при Артиллерийской радиотехнической академии Вооруженных Сил СССР.

Начинать, как говорится, и завершать сложнее всего. И все же, полковнику Пирогову Л.Н. удалось за короткое время организовать и сплотить деятельный коллектив единомышленников. Он пользовался уважением и авторитетом не только в училище, но и в коллективах партийных, советских и хозяйственных организаций города. В феврале 1958 года ему заслужено было присвоено очередное воинское звание генерал-майор.

Структура училища соответствовала классической структурной схеме военного учебного заведения СССР: управление; политический отдел; учебный отдел; циклы обучения; подразделения курсантов и офицеров-слушателей; подразделения обеспечения и обслуживания учебного процесса. Каждая из структурных единиц занималась конкретной по организации и обеспечению учебного процесса работой. Уже первые выпуски подтвердили, что училище способно готовить высококвалифицированных офицеров.

ПОТРЕБНОСТЬ ПОСТОЯННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Реально оценивая международную обстановку и уровень научно-технических достижений, Советское правительство предприняло ряд неотложных мер по укреплению ПВО страны. Она приобрела большую глубину, стала многоэшелонной и более маневренной. На вооружение Войск ПВО поступала новая боевая техника: зенитная артиллерия оснащалась зенитно-ракетными комплексами (ЗРК); истребительная авиация (ИА) осваивала новые реактивные истребители; новую радиоэлектронную технику получали радиотехнические войска (РТВ) и подразделения связи. В этой связи в Войсках ПВО был создан новый род войск - зенитно-ракетные войска (ЗРВ). В 1954 году была введена должность главнокомандующего Войсками ПВО - зам. министра обороны СССР. Все это оказывало громадное влияние на жизнь и деятельность учебных заведений Войск ПВО.

Ветераны училища склоняют головы перед памятью тех, кто стоял у истоков становления учебного процессе в начале пятидесятых, с уважением и почтением относятся к оставшимся в живых. На их долю выпало поспевать за быстро меняющейся ситуацией в войсках, на ходу переучиваться самим, учить и тут же переучивать курсантов, организовывать переподготовку войсковых офицеров. Только спустя десятилетия появилась возможность реально оценить роль офицеров - эксплуатационников. Их набирали в училище из числа солдат и сержантов второго и третьего года службы, принимавших и в какой-то мере обслуживавших новую технику в войсках. Шестимесячный курс обучения посвящался в основном практике технического обслуживания и боевого применения нового вооружения. Многие из них становились в последствии мастерами своей профессии, заканчивали военные вузы и занимали в войсках высокие руководящие должности.

Рамки газетной полосы не позволяют хотя бы назвать всех тех, кто создавал и совершенствовал в училище учебно-материальную базу, кто без всяких учебно-методических пособий читал курсантам и слушателям замечательные лекции, кто вкладывал душу в их обучение и воспитание. Скажу только одно. По становлению и развитию учебно-воспитательного процесса самоотверженно работали все управленцы и преподаватели, партийные и комсомольские организации отделов, циклов и подразделений.
В цейтнотах изучения новой техники преподаватели не забывали о совершенствовании своего научно-методического мастерства. Ширились связи с другими родственными по профилю подготовки офицеров учебными заведениями, организовались научно-технические кружки, установилась творческая связь офицеров и курсантов с научно-технической общественностью Горьковского государственного университета им. Н.И.Лобачевского. В апреле 1954 года по инициативе старшего преподавателя п/п-ка Крыжановского В.Д. была создана при училище первичная организация Научно-технического общества радиотехники, электроники и связи им. А.С.Попова. Его члены ежегодно участвовали во всесоюзных научно-технических конференциях в Москве, Ленинграде, Харькове и других городах СССР. Стараниями офицеров-подвижников авторитет училища вышел за пределы города и области.

ПЕРВЫЙ ТЕЛЕЦЕНТР ГОРОДА

Создавая учебно-лабораторную базу в основном силами собственных изобретателей и рационализаторов, преподавательский состав преуспел в создании экспериментальных образцов приемо-передающих систем телецентра. А в то время в стране функционировало всего три телецентра - в Москве, в Ленинграде и в Харькове (любительский). Весной 1953 года начальник училища обратился в городской комитет партии и в горисполком с предложением создать силами группы офицеров училища любительский телецентр. Идея была очень смелой, поскольку в городе были более авторитетные вузы и научные центры.

Предложение поддержали и обещали помочь. Многие предприятия сочли для себя честью внести посильный вклад в создание Горьковского любительского телецентра в клубе училища. В инициативную группу вошли талантливые радиолюбители-офицеры. И все же главным энтузиастом и руководителем работ был начальник училища полковник Пирогов Л.Н.

30 апреля 1953 года рядом с клубом училища высилась 40-метровая ажурная телевизионная мачта с трёхъярусной телевизионной антенной. Первая телевизионная передача состоялась 11 мая 1953 года. Так был создан Горьковский малый телевизионный центр (ГМТЦ).

Популярность ГМТЦ быстро росла. В городе на домах начали появляться телевизионные антенны. Наши передачи смотрели в Городце, Дзержинске, Кстове и других городах области. О том, что принимают наши передачи, пришло сообщение из Мурома. Большой радиус уверенного приёма обеспечивался точно рассчитанной многоярусной антенной и удачным ее расположением на высоком берегу Оки. Для ознакомления с принципиальной схемой телецентра нас посетили радиолюбители из Краснодара, Архангельска, Новосибирска, Перми, Свердловска, Ташкента и других городов страны.

В ноябре 1954 года в училище была проведена первая научно-техническая конференция по вопросам устройства и функционирования телевизионной техники. Доклад о строительстве и работе ГМТЦ вызвал огромный интерес ее участников. Их удивляло, что самое сложное оборудование, включая передающие камеры, были смонтированы энтузиастами инициативной группы.

Телецентр совершенствовался. Приемная сеть стремительно росла. Вел передачи первый наш телеоператор рядовой В.П. Терновой. По инициативе полковника Пирогова Л.Н. проводились исследования возможностей приема передач Московского телецентра и их ретрансляции через ГМТЦ. В итоге была найдена необходимость самолетного ретранслятора. Результаты исследований были реализованы. В определенное время суток самолет барражировал примерно на средине трассы радиосигнала Москва - Горький. При помощи специального гирокомпаса бортовые антенны были сориентированы - приемная на Москву, а передающая на Горький. ГМТЦ усиливал и ретранслировал принятый сигнал. В результате вечерние Московские передачи смотрели далеко за пределами города Горький.
ГМТЦ проработал более 4,5 лет (до 7 ноября 1957 года). Затем еще долгое время был резервным телецентром города. Его работа имела существенное значение. Наш опыт способствовал распространению и развитию телевидения в общегосударственном масштабе, подготовке технических кадров для "будущего" областного государственного телевидения. Окрепли также научные и производственные связи училища, его авторитет.

КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Наряду с совершенствованием методов теоретической и практической подготовки обучаемых, их полевой выучки, культурно-эстетическое воспитание было организовано также на высоком уровне. Центром культурно-просветительной работы был клуб училища. При нем работали танцевальные и хореографические кружки, кружки художественной самодеятельности. Частыми были тематические вечера, в которых активно участвовали студенты вузов и рабочая молодежь города. Любимым местом самостоятельных занятий курсантов была библиотека училища. Ее фонд насчитывал около 126 тысяч книг художественной литературы. В ней имелись подшивки всех газет и журналов. Субботние и воскресные дни в библиотеке были рабочими. В будние дни курсант имел возможность посетить читальный зал библиотеки всего лишь на час-полтора. "Мешал" жесткий распорядок дня. Самостоятельная подготовка к занятиям была организованной и обязательной. Эта неотъемлемая составляющая учебного процесса в средине 80-х носила, к сожалению, уже условный характер. А при Пирогове Л.Н. все составляющие учебного процесса были святы и неприкосновенны.

В 1958 году генерал-майор Пирогов Л.Н. возглавил Артиллерийскую радиотехническую академию им. Маршала Советского Союза Говорова Л.А. Начальником ГРТУ был назначен полковник Трошин В.А., офицер с богатым боевым опытом и опытом работы в военно-учебных заведениях. В 1959 году ему было присвоено очередное воинское звание генерал-майор.

НАД СТРАНОЙ РАЗВЕДЧИК - "ЛОКХИД-У-2"

Прочная связь с войсками положительно сказалась на практическом обучении курсантов. Стали популярными новые войсковые традиции: поражать цель первой ракетой; уничтожать воздушного противника с первой атаки; быть боеготовыми постоянно и другие. На них воспитывались наши курсанты и результат не заставил долго ждать.

Вся страна встречала 1 мая 1960 года. Готовились к праздничному построению и воины подразделения ЗРВ, дислоцирующегося в уральской тайге. В нем служили старший лейтенант Букин Георгий Дмитриевич - выпускник нашего училища. В 1957 году он закончил ГРТУ с отличием.

Перед построением торжественную тишину тайги нарушил всегда тревожащий звук сирены. "Боевая тревога!" Офицер Букин включил аппаратуру наведения и пуска раньше временных нормативов. Поступило сообщение с вышестоящего командного пункта: "В небе самолет-нарушитель!" Боевой расчет работает слаженно. Доклад: "Цель сопровождаю! На запрос не отвечает". Команда: "Уничтожать!" Теперь главное - определить момент пуска. Его офицер пуска Букин Г.Д. определил точно. Затем радостное сообщение: "Цель поражена!" Нарушитель сбит. Самолет-разведчик обломками упал на землю, а летчик - американский гражданин Франсис Г. Пауэрс спустился на парашюте и был пленен.
Указом Президиума Верховного Совета СССР группа воинов-ракетчиков, успешно выполнивших боевое задание Советского правительства по защите воздушных рубежей Родины, награждена орденами и медалями. Наш выпускник старший лейтенант Букин Г.Д. был удостоен Ордена Красной Звезды.

УЧИТЬ ТОМУ, ЧТО НЕОБХОДИМО НА ВОЙНЕ

В сентябре 1962 года начальником ГРТУ ПВО был назначен полковник Колесниченко С.П., который также имел продолжительный боевой опыт и не мало боевых наград. После Великой Отечественной войны ему пришлось непосредственно перевооружать подразделения и части Войск ПВО. Он хорошо знал цену профессионализма командиров, их нравственным и боевым качествам. Большой служебный и жизненный опыт позволили новому начальнику училища внести много нового в учебно-воспитательный процесс. Это был вдумчивый аналитик, замечательный организатор и практик, образованный офицер. Он живо подмечал сильные стороны подчиненных и умело использовал их в учебно-воспитательной работе с курсантами. Он был нравственно воспитанным офицером и обладал высокой культурой. Был чрезвычайно требовательным к себе и подчиненным, но голоса не повышал. Говорил спокойно, не громко, но его слышали всегда.

Ему принадлежит важная роль в совершенствовании учебно-материальной базы. В 1964 году его распоряжением на территории училища был создан комплекс рабочих мест, отвечающих требованиям войск. В том числе были построены две пусковые установки ЗРК С-25 и пункт управления стартом. Появилась возможность проводить занятия по приему и установке ракет на пусковые столы и с помощью имитационной аппаратуры имитировать их пуск. На училищном полигоне "Золотово" были развернуты радиолокаторы разведки и целеуказания, аппаратура сопровождения цели и наведения ракет, три стартовые площадки, пункт управления стартом, пункт заправки ракет компонентами топлива и сжатым воздухом. С 1968 года выпускные экзамены по спецдисциплинам проводились на полигоне.

Недостатком работы генерала Колесниченко С.П. была его любовь бросать большие силы курсантов на помощь городу в ущерб учебному процессу, разумеется. Об этом свидетельствует он сам в своей поэме "Романтика службы". Приведу одно из многих ему подобных четырехстиший его поэмы:

"Ты помнишь, мой друг, как трамвая
Курсанты сносили пути?
Работа району большая,
И нам от нее не уйти …"

Сама жизнь доказала, что учебно-воспитательный процесс в военных учебных заведениях должен быть священным, что облик офицера должен формироваться в условиях высшей степени нравственности, достоинства и чести. По этому и сегодня понимающим эту непреложную истину офицерам больно наблюдать курсантов, убирающих урожай на полях Подмосковья. Больно и стыдно. Нельзя подменять учебный процесс ликвидацией силами курсантов чужих недоработок, извлекая из этого индивидуальную выгоду в какой бы то ни было форме. Всякая попытка оправдать "дармовой" труд курсантов является софистикой и фарисейством.

И СНОВА ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ

В августе 1967 года начальником училища назначается Вундер В.Ю., сорокатрехлетний полковник, закончивший Командную академию ПВО и Академию генерального штаба. Фронтовик. Награжден восьмью боевыми орденами и многими медалями. В 1970 году ему присвоено очередное воинское звание генерал-майор. Проработал он в этой должности пятнадцать лет.

В этот период под воздействием научно-технической революции в войсках и в училище произошли существенные перемены. К концу 60-х училище готовило специалистов исключительно для ЗРВ ПВО. Поэтому приказ Министра обороны от 12 апреля 1968 года о переименовании ГРТУ ПВО в Горьковское зенитно-ракетное училище (ГЗРУ) ПВО отвечал реальности.

На вооружение ЗРВ ПВО поступают новые образцы ЗРК С-200 и С-300 с бортовыми цифровыми спецвычислителями. Они представляют собой воплощение передовой научной мысли и требуют новых подходов в их изучении. В ГЗРУ ПВО прошли первые раздельные наборы, т.е. часть набора курсантов начинали готовить по специализациям ЗРК С-300. Он относился к боевой технике четвертого поколения с повышенной степенью помехозащиты и по сложности построения был близок к космическим аппаратам. По боевым возможностям ему не было и нет равных в мире. Американский подвижный всепогодный ЗРК "Пэтриот" по основным параметрам боевого применения уступает нашему С-300.

Для освоения ЗРК С-300 требовалась переработка учебных программ всех наукоемких и военно-инженерных учебных дисциплин. На уровне среднего образования освоить их было невозможно. Именно по этому решением Политбюро ЦК КПСС, подтвержденным постановлением Советского правительства, все средние военно-учебные заведения были переведены на высшие с четырехгодичным сроком обучения. В августе 1974 года ГЗРУ ПВО было переименовано в Горьковское высшее зенитное ракетное командное училище (ГВЗРКУ) ПВО.

Для изменения сути учебного процесса одного изменения вывески на учебном заведении мало. Потребовались новые научно подготовленные кадры. Академические адъюнктуры увеличили набор. Высшие военные учебные заведения поставляли, сколько могли, собственных ученых средней квалификации. Гражданские вузы города обеспечили кандидатами наук общеобразовательные наукоемкие учебные дисциплины. Преподавательский состав училища развил бурную научно-исследовательскую деятельность с выходом на защиту кандидатских диссертаций. Появились новые научные кадры, патриоты-подвижники, вкладывающие душу в совершенствование учебно-воспитательного процесса. Но не все было гладко. Были и ошибки. Одна из самых важных - ограничение доступа профессорско-преподавательского состава к техническому описанию засекреченной материальной части преподавателями спецдисциплин. Это затянуло целевую переработку учебных программ военно-инженерных и наукоемких общеобразовательных дисциплин на десятилетие. Издержки в учебном процессе были большие. Кто виноват? В условиях сложившейся системы военного бюрократизма найти виновных было не возможно. Их просто никто и никогда не искал. Не было надобности.

О РОЛИ КОМАНДИРА-ВОЕННАЧАЛЬНИКА

В 1982 году начальником училища был назначен зам. командующего Уральской армией ПВО генерал-майор Осьмачко Г.И., внесший свежую струю в жизнь военно-учебного заведения.

Исключительно требовательный и образованный генерал, он заметно активизировал работу всех служб и курсантских подразделений, взял под контроль командирскую подготовку офицеров-преподавателей, обеспечил прикладной характер ее технической подготовки. Именно это и обеспечило завершение совершенствования учебных программ в кратчайшие сроки. Он развернул при училище первый вычислительный центр, оборудовал ангар со стартовым вооружением изучаемого ЗРК.

Новый начальник училища обладал дипломатическими способностями. При катастрофической нехватке учебных площадей строительство нового учебного корпуса было актуальным лет пятнадцать назад. Генералу удалось добиться разрешения на строительство нового учебного корпуса, составить и утвердить проектно-сметную документацию строительства. Однако его планам не суждено было сбыться. Уже в январе 1985 года ему на смену был назначен новый начальник училища генерал-майор Давыденко С.В.

Безусловно, талантливый генерал. Он умел подчинить своим замыслам волю всего коллектива училища. Имел большой опыт руководства частями и соединениями ПВО, знал значимые для вхождения в должность недостатки в подготовке выпускников училищ. Основным из них была недостаточная практическая выучка выпускников. Ликвидации этого недостатка он отдал много сил. Его заботами полигон училища был оснащен несколькими комплектами функционирующей изучаемой боевой техники, после чего полигон превратился в постоянно действующий учебный центр для выпускных курсов. Генералом можно гордиться. И остается только сожалеть, что многое при нем делалось в ущерб фундаментальной теоретической подготовки будущих офицеров. Не исключено, что он понимал буквально мудрость Козьмы Пруткова: "Нельзя объять необъятное".

Уже к началу 1985 года стало очевидным, что для самодостаточного изучения сложнейшего ЗРК С-300 с учетом необходимости подготовки офицера в общевойсковом плане четырех лет обучения в училище - срок недостаточный. Осенью 1985 года на стол начальника училища легла научно обоснованная докладная одного из начальников кафедр о необходимости пятилетнего срока обучения в училище. Генералом Давыденко С.В. вопрос был поднят на всеармейском совещании начальников военных вузов в Министерстве обороны СССР. Ответ был однозначным: "У государства нет пока средств".

После распада СССР они появились. В 1992 году директивой Генерального штаба Вооруженных Сил РСФСР училище было переведено на пятилетний срок обучения. Но еще в 1991 году в связи с изменением наименования города наименование училища также было изменено. До конца своих дней училище именовалось: "Нижегородское высшее зенитное ракетное командное училище" (НВЗРКУ) ПВО.

КОНЕЦ

Конца никто не предвещал. Скорее наоборот. Начальником училища в 1992 году был назначен генерал-лейтенант Гончаров Г.Л., бывший командир 16-го корпуса ПВО. Училище было определено базовым по подготовке специалистов ЗРК С-300. При училище была образована собственная адъюнктура. Начал функционировать собственный ученый совет. Были защищены первые докторские диссертации, появились первые профессора. Казалось, училище набирает силу.

Однако оставался прежний дефицит учебных площадей. К его ликвидации никто не приступал. Это было самое слабое звено базового училища. Кроме того, с 1991 года учебно-материальная база практически не обновлялась. Вряд ли можно винить в выше сказанном начальника училища. Ситуация в стране развивалась так, что средств не хватало на выплату денежного довольствия военнослужащим. Если кто и виноват в ликвидации училища, то это были Б.Е.Немцов и С.В.Кириенко. Они, в то время правители России, не могли не понимать, что отдавать преимущество учебным площадям перед научными, за полтора десятка лет вышколенными, профессионалами своего дела преступно. Для достижения того же уровня в обучающем ранее по совершенно иному профилю Ярославском училище потребуется полная смена поколений преподавателей. Жизнь подтверждает сию истину.

Последнюю точку в судьбе училища поставил и.о. председателя Правительства России В.С.Черномырдин. 28 августа 1998 года он подписал Постановление о ликвидации училища. История даст заслуженную оценку этому государственному деятелю. Суд истории неизбежен.

1 апреля 1999 года НВЗРКУ ПВО свое существование прекратило.

ЭПИЛОГ

Училища нет. Но остались люди - рабочие и служащие, выпускники, профессорско-преподавательский состав, ветераны. Многие престарелые, больные и уже одинокие. Молодых и невостребованных ученых высшей и средней квалификации осталось еще больше.

Перечеркнуты судьбы, рухнули надежды. Нанесен непоправимый ущерб обороноспособности страны. Нет уже на своих постах руководителей всех рангов, прямо или косвенно повинных во всем произошедшем. Осталась боль и горечь досады за их равнодушие и безразличие к судьбам Отечества и людей. Остались ветераны, сплоченные в единую ветеранскую организацию. И вместе с ними осталась надежда на щедрость Земли Нижегородской, способной возродить свои славные творческие и ратные традиции. Так тому и быть!

Степан Фединчик,
полковник в отставке, кандидат
технических наук, доцент

 

 

 
   
Hosted by uCoz