Ситуация в противовоздушной
обороне нашего государства, отметил один
генерал - участник конференции, более чем тревожная. Пришло время, когда
надо наконец-то этот вопрос со всей остротой и без прикрас главному
командованию ВВС кардинально ставить перед руководством Минобороны РФ и
нашего государства. По сути, имеющиеся противовоздушные войска в нашей
стране могут защитить только отдельные объекты. Государство просто сверху
открыто для возможного удара с воздушно-космической сферы, от которого в
прежние годы гарантированно защищали всю нашу огромную территорию
мощнейшие ПВО страны.
Некогда американский суперсамолет "Аврора"
на гиперзвуке на высоте 50
километров пролетел над СССР с востока на запад и не был обнаружен
существующей боевой противосамолетной поисковой системой. Эта проблема
сразу была обсуждена руководством государства с кардинальными выводами по
укреплению воздушно-космической сферы безопасности. Больше такие полеты
американцы не рисковали совершать. Теперь же над всей нашей территорией
можно летать без особого риска сверхскоростным воздушно-космическим
аппаратам-шпионам. Над 2/3 страны просто нет радиолокационного поля.
Из 150 полков и бригад зенитных ракетных войск, которые являются основным
поражающим средством в воздушно-космической сфере военной деятельности, у
нас сейчас осталось примерно 20 воинских частей. Половина из них защищает
Москву и столичный регион. Ранее зенитно-ракетные войска (ЗРВ) территории
страны полками 9-, а то и 12-дивизионного состава прикрывали все
крупнейшие административные, промышленные, энергетические, транспортные
центры, военные базы и арсеналы, позиции Ракетных войск стратегического
назначения. В настоящее время ЗРВ могут защитить всего лишь один процент
территории нашего государства. Так что пришла пора откровенно сказать
россиянам, что в случае вероятной агрессии против нашей страны нам просто
нечем будет защищаться от вероятного массированного самолетного и
ракетного воздушно-космического удара.
Очевидно, что в главном штабе ВВС отдают себе
отчет в этом. Да, мы можем
сейчас поднять в воздух пару истребителей и отогнать от наших границ
натовский самолет-шпион "Орион" или уничтожить отдельный шар-зонд
со
шпионской аппаратурой. В состоянии наши ВВС наносить и точечные удары по
террористическим базам. А вот от массированной воздушно-космической
операции, которые США и их союзники продемонстрировали всему миру,
российские ПВО и ВВС уже нашу страну не защитят. Поэтому, как указал на
конференции начальник Главного штаба ВВС РФ генерал-полковник Борис
Чельцов, на коллегии Минобороны была принята концепция
воздушно-космической обороны России. По его словам, концепция "уже в
ближайшее время будет утверждена, и начнется ее реализация". При этом
военачальник добавил, что "создание ВКО с учетом материальных и
технических сложностей потребует как минимум несколько лет".
Более того, следуя словам генерал-полковника Бориса Чельцова, в настоящее
время уже создается в нашей стране единое радиолокационное поле (РЛП),
аналогичное тому, которое было над всей территорией огромного СССР. Эта
работа ведется в соответствии с единой федеральной системой контроля
воздушного пространства. Такое единое РЛП будут создавать непосредственно
радиолокационные средства ПВО ВВС, Сухопутных войск, ВМФ, Космических
войск и радиолокаторы гражданской системы управления воздушным движением.
Вот это самое единое РЛП и будет основным элементом глобальной
разведывательной составляющей ВКО нашего государства, которое сможет
заблаговременно обнаруживать и выдавать целеуказание на поражение
российским зенитным ракетным и другим войскам, обо всех воздушных и
космических ударных средствах противника. Действительно, это вполне
реально.
В рамках единого национального РЛП военные и
гражданские специалисты
совместно могут контролировать воздушно-космическое пространство. Да, вот
только совершенно не случайно генерал-полковник Борис Чельцов указал, что
на создание национальной российской ВКО уйдет несколько лет. Эта задача
сложна не только в научном и техническом плане. Претворению ее в реальную
оборонительную систему по типу НОРАД (а вернее ВКО) США мешает также
амбициозность и некомпетентность отдельных высокопоставленных военных и
гражданских чиновников.
Еще в 1993 году образование ВКО был официально утверждено указом
президента РФ. В нем говорилось, что ВКО РФ создается на базе Войск ПВО.
После указа министр обороны РФ издал совершенно секретный приказ, где
указывалось, что национальная ВКО создается на базе ракетно-космической
обороны Войск ПВО совместно с РТВ, ЗРВ.
В эту систему привлекались все без исключения противовоздушные силы и
средства других видов ВС и родов войск. Стоит заметить, что президентский
указ готовили Войска ПВО совместно с Генштабом. Указ и приказ министра
обороны по ВКО были согласованы во всех военных и гражданских инстанциях.
И вот это, видно, не понравилось могущественным военачальникам из ВВС,
Сухопутных войск, ВМФ. Ведь они попадали в подчиненное положение. Началась
откровенная волокита выполнения важнейших политико-военных документов. В
результате объединенной атаки на создателей ВКО были расформированы сами
Войска ПВО. Тогда лоббисты объяснили, что создание могучей ВКО невозможно
из-за разрухи в нашей стране. Однако разруха была, как бы сказал профессор
Преображенский из романа Михаила Булгакова "Собачье сердце", в мозгах
самих начальников, которые распорядились из-за нехватки средств ломать и
сокращать самые наукоемкие и поэтому трудно восстановимые, боеспособные,
оборонительные войска ПВО вместе с единым радиолокационным полем страны.
По мнению многих специалистов, не было необходимости сокращать
национальные Войска ПВО как основу будущей ВКО. Словно пелену на глаза
всех набросил громкий лозунг, что проамериканская трехвидовая система
Вооруженных сил РФ предполагает борьбу каждого вида войск в своей среде.
Вот ВВС и будут сражаться с воздушно-космическим противником. Но это от
лукавого. А в действительности реформаторы армии довели эти самые ВВС, в
которые были включены и расформированные Войска ПВО, что называется, до
ручки. Теперь, по мнению специалистов, участвующих на юбилейной
конференции, у ВВС для активной борьбы в воздушно-космическом пространстве
нет боевых средств. С большой натяжкой могут воевать только стратегические
бомбардировщики, нанося удары за тысячи километров по тыловым базам
противника.
Бездумная ломка противовоздушной обороны привела
к перераспределению - в
силу обычного лоббирования - финансовых потоков в Минобороны. На задний
план было отодвинуто ранее утвержденное решение о поэтапном перевооружении
отечественных ЗРВ на зенитные ракетные системы С-300 ПМУ1, С-300ПМУ2,
которые могут с высокой эффективностью бороться практически со всеми
известными на сегодняшний день ракетами и самолетами. И это подтвердили
многие иностранные военные эксперты. Только эти превосходные комплексы
вместо собственной армии мы стали продавать за рубеж.
Весьма странная и непонятная игра стала происходить и вокруг новейшей
российской системы ЗРВ С-400. Она по тактико-техническим параметрам далеко
превосходит все существующие в мире системы ЗРВ. Может захватывать на
сопровождение своими электронными системами и потом уничтожать даже
гиперзвуковые цели, которые могут переходить из воздушного в космическое
пространство и обратно. Начиная с 2001 года военачальники начинают
объявлять о скором принятии ее на вооружение. Только уже наступил 2005
год, а наша армия так и неполучила это чудо-оружие. А ларчик открывается
довольно просто. Дело в том, что один минобороновский вооруженческий
военачальник - явный противник С-400. Он откровенно заявлял, что она
слишком долго разрабатывалась, уже устарела и сейчас она будет лишней для
нашей ПВО.
Наверное, стоит напомнить о плачевном состоянии
ЗРВ и некоторым чиновникам
Минобороны РФ от информации. Ведь записные журналисты не напишут об этом в
своих многотиражных изданиях, - только заметки о славном 90-летнем пути
ПВО России, которые в специальном дайджесте положат на стол министра
обороны Сергея Иванова. Критики нет, все в порядке. А тем временем уже
сегодня российские ЗРВ на 80% исчерпали свой технический ресурс. В былые
времена, как рассказали специалисты, зенитные ракетные системы с таким
ресурсом отправляли сразу в капитальный ремонт. На этом вооружении не то
что воевать страшно, его опасно просто эксплуатировать. В полках ЗРВ дело
дошло до того, что нечем на боевых позициях заменять вышедшую из строя
технику. Однако почему-то для собственной армии зенитное ракетное
вооружение не предполагается серийно закупать еще лет этак пять.
Не менее странная ситуация происходит и с воссозданием
разведывательно-информационного радиолокационного поля для ВКО. Его
состояние тоже хорошо известно начальнику главного штаба ВВС
генерал-полковнику Борису Чельцову. Впрочем, от генерала мало что зависит.
Вполне вероятно, что он сам настаивает на скорейшем его создании, пишет
соответствующие бумаги, ходит с докладами к главкому ВВС и говорит, что
радиолокационные средства ПВО ВВС буквально работают на износ и надо
срочно закупать новые у отечественной оборонной промышленности.
По данным "НВО" еще в начале 90-х годов устаревшие РЛС П-37 были
модернизированы в 1РЛ118. Войска их получили в немалом количестве. Однако
современные средства воздушно-космического нападения требовали новейших
радиолокаторов, которые могли бы обнаруживать любые цели в условиях самых
сложных помех, с помощью которых преодолевается противовоздушная и
космическая оборона. Недавно на вооружение была принята 1РЛ117. Ей не
страшны никакие помехи. На экранах индикаторов одни только цели с
указанием номера цели, высоты полета и другие характеристики. Эти данные
автоматизированно передаются зенитным ракетным войскам и боевой авиации.
Одним словом, чудо-локатор. Он то и может стать основой боевого
радиолокационного поля ПВО. Однако в этом году Минобороны закупило всего
три таких РЛС. Если учесть дальность его обнаружения, то можно заключить,
что нашим ВВС требуется не менее тысячи таких совершенных боевых
локаторов, которым не страшны никакие натовские и американские
постановщики помех, ослепившие в Югославии и Ираке устаревшие РЛС.
Однако, наблюдая за нынешней бюджетной политикой Минобороны, можно
заключить, что на создание единого радиолокационного поля над нашей
страной по крайней мере уйдет столетие. Но генерал Чельцов, видно, большой
оптимист, и РЛП вскоре "засияет" защитным куполом над нашей страной.
Похоже, что так считают и некоторые чиновники от информации в МО РФ.
Видно, они никак не хотят того, чтобы все россияне узнали действительную
правду о российской противовоздушной системе и перспективах создания ВКО.
А ведь лакировать действительность и скрывать правду от народа о
действительной боеготовности нашей армии и ВВС в настоящее время просто
опасно, прежде всего для карьерного роста.
ОТ ГОСУДАРСТВЕННИКА ЗАВИСИТ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ
Весьма любопытно прозвучала на конференции оценка вновь созданной в нашей
стране единой структуры по заказам вооружений для силовых структур, и
прежде всего армии. На этот счет главнокомандующий ВВС РФ генерал армии
Владимир Михайлов заметил, что "если руководитель структуры единого
заказчика - государственник, то это может даже улучшить ситуацию.
Поскольку так легче маневрировать потоками денег". Однако, по мнению
главкома, если во главе этого органа окажется чиновник-лоббист, который
будет отстаивать одни направления вооружений в ущерб другим, то тогда
"быть беде".
Очевидно, главком ВВС генерал армии Михайлов не случайно так широко
обнародовал свои взгляды на сформированную в государстве в результате
недавних преобразований в госструктурах Федеральную службу по оборонному
заказу. Теперь она является заказчиком всех вооружений в нашей стране и,
естественно, своеобразным монополистом. От решения экспертов и
руководителей службы зависит заказ по предложениям видов и родов войск
необходимой техники и вооружений. Правда, тот же главком ВВС указал, что
частично функции заказчика все же остались в видах ВС РФ, и они еще
способны влиять на этот процесс. Это, возможно, будут разработки в военных
ведомственных научно-исследовательских институтах тактико-технических
заданий по вооружениям для специалистов из оборонки, экспертной оценки
макетных образцов, участии в государственных испытаниях.
Однако, как стало известно, главкомат ВВС настаивал на том, чтобы по
средствам ПВО, учитывая их сложность и унификацию, был единый заказчик для
ВВС, Сухопутных войск, ВМФ. Это, по словам генерала армии Владимира
Михайлова, позволило бы экономить бюджетные средства. И очевидно, наиболее
полно учитывать потребности в необходимых вооружениях для противовоздушной
обороны. Но в стране была создана единая служба по всем вооружениям и
военной технике, которая теперь является по своему предназначению одним из
важнейших участников разработки и формирования программ вооружения в нашей
стране, а также развития отечественного ОПК. Именно эта служба и ее
руководители разрабатывают и представляют на утверждение министра обороны
РФ Сергея Иванова, - ведомство которого непосредственно отвечает за
разработку государственной программы вооружений, - нормативно-правовые
акты по созданию этих программ, координации их участников, проведению
экспертизы этих проектов. Они контролируют результаты работы, выдают
лицензии на деятельность по вооружениям, военной технике и боеприпасам и
еще многое другое в области создания и закупки вооружения.
Таким образом, в настоящее время полностью отвергнут прежний десятилетиями
проверенный опыт деятельности единого заказчика вооружений для
противовоздушной обороны - Главного управления вооружений (ГУВ) ПВО
(воинская часть 77969). Еще в 60-е годы прошлого века ГУВ заказывало
космические аппараты-перехватчики, радиолокаторы, боевые комплексы
ракетно-космической обороны и зенитных ракетных войск, автоматизированные
системы управления, специальные средства связи и вычислительные комплексы.
Его специалисты уже в те далекие годы говорили, что придет пора и Войска
ПВО в связи с развитием средств воздушно-космического нападения будут
логично преобразованы в воздушно-космическую оборону страны.
В 70-80-х годах прошлого века появились орбитальные ракетно-космические
самолеты типа американского "Шаттл", советского "Буран",
а также
орбитальные аэрокосмические, воздушно-космические самолеты. Они могут
неожиданно для средств ПВО, ПКО сходить с орбит и выполнять боевые задачи.
Эффективно противодействовать им может только единая информационная и
огневая поражающая система ВКО страны с централизованным и
автоматизированным управлением. Эта работа по объемам, затратам,
наукоемкости гораздо сложнее и масштабнее всех существующих вооруженческих
программ.
Поэтому вполне понятно, что главком ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов
так опасается лоббизма в руководстве Федеральной службы оборонного заказа.
Ведь вполне могут найтись силы, которые повлияют даже на возможно принятую
в ближайшее время концепцию ВКО. Ведь тот же генерал Борис Чельцов, опять
же в силу служебной субординации, не все о ней сказал на конференции. А
"НВО" имеет данные, что после принятия на коллегии Минобороны РФ
ее
отправили в администрацию президента РФ для окончательной подготовки и
последующего утверждения президентом - Верховным главнокомандующим. Однако
он якобы отказался ее утвердить. В концепции МО РФ по ВКО не была четко
показана сама новейшая система национальной обороны, а были только амбиции
людей, ее написавших.
После этого вновь о создании ВКО России министр обороны публично заговорил
только в октябре 2003 года. А теперь вот генерал-полковник Борис Чельцов
утверждает, что концепция скоро будет принята и начнется ее реализация. Но
в нашей стране нередко бывало, что даже самые хорошо отработанные
документы, как это было с концепцией и указом по ВКО в 1993 году,
лоббистские группы буквально топят в угоду своим интересам. Не получилось
бы так и на этот раз.